БЛОГ Курск

Куда жаловаться на коллекторов?

Куда жаловаться на коллекторов?

Если коллекторы нарушают закон, то на них можно и нужно жаловаться. Чтобы бороться с произволом, необходимо правильно составить жалобу, приложить к ней доказательства и направить на рассмотрение в одну из инстанций. Вы узнаете, в каких случаях и когда можно пожаловаться на звонки и другие действия коллекторов, а главное, куда направлять претензии, чтобы их точно рассмотрели.

Случаи, в которых нужно жаловаться на коллекторов:

Угрозы, применение физической силы, попытки шантажа и др. Коллекторы делают это для того, чтобы запугать должника и заставить его платить. Учитывайте, что эти действия попадают под уголовную ответственность, поэтому сразу обращайтесь в правоохранительные органы.

На практике мы неоднократно встречались с должниками, которые были настолько запуганы, что постоянно находились в стрессовой обстановке. Коллекторы приходили к ним домой по ночам, замахивались, если встречали на улице, демонстрировали оружие. Угрожали тем, что позвонят на работу, расклеят листовки с порочащей информацией — в общем, всего не перечислить.

Выходы из этой ситуации такие: обращение в правоохранительные органы для привлечения недобросовестных коллекторов к ответственности, и банкротство, чтобы за долгом не пришли другие взыскатели.

Причиняют имущественный вред. Многие коллекторы пытаются забрать у должников имущество (конечно, не в счет долга, а как они говорят, «для профилактики»), либо его повредить. В любом случае, это прямое нарушение права собственности, которое требует немедленного обращения в полицию.

Нарушают количество, время и правила звонков. Сотрудники коллекторских служб не должны звонить на работу или родственникам. Более того, закон устанавливает четкие ограничения, сколько раз в сутки, неделю и месяц коллекторы могут звонить клиентам. Время звонков также ограничено.

Пытаются взыскать чужой долг. Это может быть намеренно, как одна из мошеннических схем, либо по ошибке: например, если банк представил ошибочную информацию об однофамильце. Для того чтобы снять претензии, нужно обратиться в банк.

Пошаговая инструкция, как подать жалобу

Шаг №1 – собираем доказательства

Чтобы коллекторов быстрее привлекли к ответственности, по возможности приложите к жалобе доказательства. Они должны подтверждать, что взыскатели действовали незаконно (например, угрожали или шантажировали).

В качестве доказательств могут использоваться:

· фотографии
· видеозаписи
· записи с диктофона
· уведомления или сообщения
· показания свидетелей
· письма с угрозами
· зафиксированные травмы, если их причинили коллекторы


Шаг №2 – составляем жалобу

Укажите в ней всю информацию об основаниях передачи долга, первоначальном кредиторе (банке или МФО), незаконно действовавших коллекторах. Приложите доказательства. Обязательно укажите контактные сведения, чтобы сотрудники правоохранительных или иных органов смогли с вами связаться. Подать жалобу можно лично, через представителя (по доверенности) или отправить по почте.

6 инстанций, куда жаловаться на коллекторов

Рассказываем, как защитить себя от произвола и куда жаловаться на коллекторов, которые взыскивают долги с нарушением закона:

1. Полиция

Обращайтесь в правоохранительные органы, если работники коллекторских агентств применяют по отношению к вам или вашим родственникам физическую силу либо угрожают тем, что применят её в случае неуплаты долга. Жалобу в полицию можно и нужно направить во всех случаях, когда в действиях коллекторов есть признаки уголовного преступления: например, они незаконно проникли в квартиру, забрали имущество должника, шантажируют и так далее.

2. Роскомнадзор

В эту службу можно пожаловаться на звонки коллекторов, которые производятся с нарушением закона, а также на размещение персональной информации о должнике в интернете. Обратите внимание, что взыскатели могут звонить только с 08:00 до 22:00 вечера в будние дни и с 09:00 до 20:00 по выходным.

3. Федеральная служба судебных приставов (ФССП)

В полномочия ФССП входят ведение единого государственного реестра коллекторских агентств и полный контроль их деятельности. Это означает, что вы можете направить приставам запрос или жалобу на взыскателей по любым вопросам.

Если урегулирование возникшей проблемы не относится к компетенции ФССП, то жалоба будет перенаправлена ими самостоятельно в соответствующие органы (например, в полицию).

4. Центральный банк России

Обращайтесь с жалобой в ЦБ РФ, если ваши права нарушает банк или микрофинансовая организация, которые первоначально были кредиторами, либо если ваши права нарушает их внутренняя служба взыскания. Например, если уступка требования была совершена с нарушениями, долг незаконно был передан коллекторам или если они отказываются предоставлять сведения о коллекторской службе.

5. Прокуратура

Это надзорный орган, в который можно направить жалобу, если полиция не предпринимает никаких действий (например, если сотрудники МВД не опрашивают потерпевшего, не привлекают коллекторов к ответственности, игнорируют показания свидетелей и так далее).

6. Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА)

Обращайтесь с жалобой в НАПКА, если коллекторы ведут себя недобросовестно, но вы не хотите доводить дело до сведения правоохранительных органов. Ассоциация не имеет права привлекать коллекторов к ответственности, но может вынести предписания, обязывающие действовать в рамках закона.

Что делать, если коллекторы действуют незаконно?

Жалобы в правоохранительные органы, Роскомнадзор и другие инстанции в лучшем случае приведут к тому, что коллекторов, действовавших незаконно, уволят или привлекут к ответственности. Однако долг так и останется за вами, и нет гарантий, что теперь с вами будут работать более добросовестные взыскатели.

Если вы устали бороться с незаконными действиями коллекторов, то лучший способ закончить взаимодействие — списать все долги. В 2023 году это можно сделать через оформление банкротства, которое позволяет избавиться от всех долговых обязательств, в том числе перед банками, МФО и коллекторскими службами. Доверяйте ведение дела опытным юристам нашей компании «Второй шанс» и записывайтесь на консультацию по номеру +7 (495) 125-44-55